Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 84» в течение последних лет в качестве одной из задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников.
Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Братске. В соответствии с этими факторами педагогическим коллективом учреждения были определены условия, необходимые для решения поставленной задачи:
- Создать в ДОУ условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников.
- Осуществлять здоровьесберегающий образовательно-воспитательный процесс.
- Обеспечить реализацию в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием осуществляется в следующих направлениях:
- формирование педагогической команды;
- инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и содержания образования;
- планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий наравне с образовательно-воспитательными.
Вот некоторые результаты реализации этого направления за последние пять лет работы:
- полная укомплектованность детского сада психолого-педагогическими и медицинскими кадрами (данные на 01.09.2016 г.);
- высокий уровень педагогической компетентности и профессионализма воспитателей и узких специалистов: аттестовано на первую квалификационную категорию - 13 (41%) педагогов, высшую квалификационную категорию имеют – 1 (3%) педагогов.
В 2015-2016 г. прошли курсы повышения квалификации 8 педагогов (25%), готовятся к повышению квалификации – 3 педагогов (9%).
Главными экспертами на данном этапе являются медицинские работники и родители детей, которые особенно внимательно наблюдают за состоянием здоровья детей, их эмоциональным состоянием, поведением и общением.
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения.
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,
НОД и самостоятельной деятельности.
Составляется расписание НОД для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени НОД в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях.
Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
В комплексно-тематический план включена тема недели "В гостях у Мойдодыра" (Всемирный день Здоровья).
В каждое занятие включаются динамические паузы - физкультминутки.
В детском саду проводятся: занятия в бассейне, аквааэробика, закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).
Прогулка - обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе - сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, неделя психологии, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).
Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования.
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.
С 01.09.2006г. в ДОУ функционирует медицинский блок: прививочный кабинет, кабинет врача, изолятор. Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ - сбалансированное, разнообразное, достаточное.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении общественного заказа.